30 октября Спартаку предстоит провести гостевой кубковый матч в Казани, где у представителей местной власти сложилось крайне негативное отношение к красно-белым фанатам. Пока в столицу Татарстана стягиваются усиленные отряды полиции, ОМОНа и готовится авиация, вспомним наиболее яркие высказывания первых лиц республики, посвящённые спартаковским болельщикам.
Вот так оценивает взаимоотношение органов правопорядка и гостевых фанатов заместитель начальника полиции УВД по Казани Сергей Чанкин:
«- Мы получили официальное письмо от фан-клуба «Спартака», что в Казани ожидается до 5 тысяч болельщиков этой команды. А они отличаются достаточно неадекватным поведением — у нас есть горький опыт общения с ними.»
Министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров тоже высказывается по этому поводу, хотя вопрос о том, кто кого провоцирует, остается открытым:
«- Фанаты этой команды (Спартака) не раз в нашем городе проявляли себя не с лучшей стороны и провоцировали нас на применение жестких мер.»
Перейдем к материальной стороне вопроса, а именно к креслам, которых недосчитываются на стадионе после приезда красно-белых. Заместитель директора стадиона «Центральный» Сергей Новиков, как материально заинтересованное лицо, так комментирует сложившуюся ситуацию:
«- Публика, которая со «Спартаком» ездит, ломает кресла регулярно. … В общей сложности уничтожено 964 кресла … Нынешний погром — рекордный для Казани. Никто и никогда прежде не ломал у нас кресла в таком количестве.»
Не обошли вниманием и скандал, разгоревшийся после прошлого визита Спартака. Тогда болельщиц подвергли унизительной процедуре осмотра в голом виде.
Пресс-секретарь президента Татарстана Андрей Кузьмин пытался хоть как-нибудь оправдаться, выставляя хрупких болельщиц «кошмаром ментов и мусоров»:
«- С сожалением стоит отметить, что «комментаторы» удивительно рьяно отозвались на ничем не подкрепленное заявление активной футбольной фанатки — человека, для которого противостояние с полицией является своеобразной игрой. Фанаты уже давно зарекомендовали себя как люди, сделавшие для себя едва ли не смыслом жизни сопротивление сотрудникам правоохранительных органов.
…
При этом, к сожалению, зачастую фанаты побеждают в противостоянии с сотрудниками, обеспечивающими безопасность на стадионах, и в результате мы видим разгромленные стадионы, нацистские лозунги на трибунах и даже травмированных футболистов.
….
. Но мы уверены, что давление, оказываемое на правоохранительные органы Татарстана, не заставит их отказаться от взятого курса на поддержание порядка во время проведения футбольных матчей.»
А президент Республики Татарстан Рустам Минниханов ссылался на предыдущие «заслуги» спартаковских фанатов:
«- Действия силовых структур в данной ситуации были обусловлены неадекватным и вызывающим поведением некоторых футбольных фанатов во время предыдущих визитов в Казань»
И дал карт-бланш полиции на суровое обращение с болельщиками:
«Фанатеющие отморозки любой команды, взрывающие общественный порядок на стадионах, должны четко уяснить, что силовые структуры республики будут жестко пресекать любые попытки испортить нормальным болельщикам спортивный праздник»
Вице-президент союза спортивных журналистов Татарстана Александр Медведев вообще увидел в данной ситуации продуманную пиар-акцию и намекнул на происки агентов ЦРУ:
«- Мне, журналисту, явно заметны спланированность и продуманность этой пиар-акции. … Мы все медийные люди и хорошо понимаем, как готовятся подобные «сенсации». Это своего рода кухня, где есть свои рецепты. И именно это блюдо надо было подать холодным. … Недопустимость действий полиции», «неоправданное применение силы», «унижение» – это пока лишь слова, не подкрепленные ничем. Но именно эти слова подхватывают наши заклятые «друзья» на Западе.»
Не дает покоя чиновникам и массовый проход на стадион, который спартаковцы провели 20-го апреля 2014 года. Мэр Казани Ильсур Метшин даже успел сравнить шествие с украинским Майданом:
«- Целый майдан прошел по центральной улице, всю улицу заклеили и загадили. Мы неделю очищаем фасады за счет наших подрядных организаций.»
Глава исполкома Казани Калинкин также выказал свое негодование:
«- Казань была, есть и будет гостеприимным городом, мы рады всем, кто к нам приезжает, в том числе и на футбольные матчи, но устраивать здесь вакханалии с дымовыми шашками, файерами, вандализмом и устрашающими шествиями не позволим никому.»
А все тот же вице-президент союза спортивных журналистов был настолько напуган, что разразился целым пасквилем на ультрас Спартака:
«- Мы также помним, что фанаты устроили в Казани в апреле этого года, когда полиция после многочисленных просьб со стороны футбольного клуба «Спартак» попыталась отнестись к болельщикам максимально демократично. Они ответили погромом на центральной улице города. … Прогуливающиеся женщины с детьми бросались в сторону, девушки пытались укрыться за дверями магазинов, даже здоровые мужики спасались бегством. Вы считаете, что полиция должна работать так – позволять бесчинствовать хулиганью? А кто защитит мои права? Права законопослушного гражданина, медийного деятеля и рьяного болельщика?»
В итоге мэр Казани даже потребовал изменить законы, добавив ответственность за принадлежность к фанатскому движению:
«- Нужно инициировать изменения в законодательство, ввести ответственность за поведение болельщиков не только на стадионе, но и вне его.»
Также болельщики Спартака не раз подвергались критики со стороны разного рода общественных деятелей за выражение своей националистической позиции:
Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев был крайне возмещен лозунгом «Русские, вперед!»:
«- Приехали из Москвы 4 тысячи фанатов и орут: «Русские, вперед!» Как можно в Татарстан приехать или в любой другой регион и кричать такое в многонациональной России?»
А сопредседатель совета муфтиев Гусман Искахов призвал милицию зачищать сектор от «политически неугодных элементов»:
«- Фанаты от спорта, как и фанатики от религии ничего позитивного не несут. К сожалению, все чаще наши стадионы становятся ареной не спортивных баталий, а пятачком развертывания фашистских и шовинистических сил. Пусть милиция идет и публично выводит этих фанатов за уши в наручниках и отвозит куда надо, пока они не скрыли фашистские баннеры у себя в потайном месте, как они умеют делать.»
Как итог, первый секретарь татарстанского рескома КПРФ Хафиз Миргалимов проявил редкую для коммунистов политическую прозорливость:
«- Если бы фанаты занимались политикой, у нас в стране уже строй бы сменился.»
В качестве заключения отметим высказывание заместителя начальника УВД Казани Рамиля Нугуманова, в котором он поделился своим видением «татарского гостеприимства»:
«– Да, мы встречали на вокзале болельщиков «Спартака», предупредили, чтобы вели себя достойно, заодно засняли, переписали их фамилии и теперь отслеживаем места их проживания в Казани, а после матча проводим до поезда.»